Зимний велосипедный поход на Зигальгу (0% грязи)


Зимний велосипедный поход на Зигальгу (0% грязи) 0, 882

Поход был задуман в качестве попытки взятия хребта Зигальга в декабре на велосипедах. Одним из мотивов этого мероприятия послужила погода, которая заблаговременно не насыпала достаточное количество снега в лесу, чем дала возможность совершить попытку зимнего вело-похода в лес.
Основные цели похода – пройти весенний маршрут в зимнее время года благодаря замерзшей грязи и малому количеству снега; из бесснежной зимы в районе Уфы побывать нормальной зиме; опробовать технику движения на велосипеде зимой с ночевками в палатке.

Продолжительность: 53 часа.

Дорога: асфальт, замерзший гравий, замерзший грунт, вьетнам, лед, снег.

Итого: 160 км (включая расстояние от вокзала до дома)

Препятствия: характер дорожного покрытия, лес, снег, низкая температура.

Заброска: Электричка Дема-Кропачево до ст. Кропачево.

Выброска: «Кукушка» от ст. Вязовая до ст. Кропачево. Электричка от ст. Кропачево до ст. Уфа.

Дата: 12-14 декабря.

Участники: Алексей Клянин (Uralla), Алексей Апрелков (Белка).

Нить маршрута: Кропачево – Орловка – Катав-Ивановск – Верх-Катав – хр. Зигальга – Верх-Катав – Катав-Ивановск – Юрюзань – Вязовая.

 

День № 0

Пройдено 65 км по маршруту: Кропачево – Орловка – Катав-Ивановск.
Время в пути: 6,5 часов (22.30 – 05.00)

После десантирования из электрона в Кропачево, мы сразу взяли рабочий темп и поехали в сторону деревни Орловка через деревню Аратское. Было достаточно тепло, но благодаря стабильному минусу (что-то около -1 градуса), дорога была почти вся замороженная, а главное – ЧИСТАЯ. Не в том смысле что был сплошной асфальт, а в том, что не было такой грязи какая была в Уфе и прилично успела осесть на велах и одежде во время переезда до ж/д вокзала. Дорога представляла собой наледь с пробитыми до асфальта полосами. Двигалось довольно комфортно, колеса держали хорошо. Движение было практически нулевым, лишь иногда проезжали такси.

 

Ночью можно ехать без фонарей

Интересная особенность дороги – ехать можно совсем без света. Причем так было даже лучше, потому что привыкшие к темноте глаза лучше различали все вокруг, а не только то что находится в зоне светового пятна. На горизонте хорошо различались горы на удалении порядка 20 км, вперед до горизонта хорошо читалась дорога. В небе светилось три зарева – от Кропачево, от Усть-Катава и от Катав-Ивановска. К последнему мы и двигались.

 

Ночной перекус перед деревней Орловка

После пары перекусов, которые, благодаря двум горелкам проходили довольно быстро, мы доехали до деревни Орловка и ради интереса поехали к ней не по объездной асфальтовой дороге, а напрямик через поле. Поле закончилось крутым уступом, с которого открывался вид на всю деревню. После небольшого ДХ, сопряженного с элементами мини-триала на кочках, колеях и дороги изо льда, мы спустились в деревню, доехали до моста и двинулись дальше по асфальту.

Доехав до Катав-Ивановска, зачем-то захотелось посетить круглосуточный магазин. Видимо сработал рефлекс после прохождения этого маршрута летом. Покрутив по Катаву и не найдя ничего работающего кроме кафе с роящимися таксо-гопниками, двинулись через дамбу к бывшей узкоколейке и по дороге в сторону деревни Верх-Катав. За мостом через реку Катав поставили лагерь, поели и легли спать. На часах было 5 утра.

День № 1

Пройдено 30 км по маршруту: Катав-Ивановск – Верх-Катав – хр. Зигальга.
Время в пути: 11 часов (9.00 – 20.00)

На самом деле в 9 утра мы только встали, а не выехали на маршрут, но учитывая что сидеть на месте было нереально – сразу становилось холодно, приготовление еды, чая, сбор лагеря можно приравнять к активной фазе движения.

Стоянка у Катав-Ивановска (р.Катав)

Завтрак перед тяжелым днем

По маршруту, дорога до Верх-Катавки и чуть далее до своротки в лес длинной около 20 км. Согласно GPS-навигатору, средняя скорость движения составляла порядка 11 км/ч. Достаточно мало, учитывая характер дороги – замерзшая грейдеренная гравийка с остаточно хорошим накатом. У Лехи-Белки начались сказываться проблемы с кетайской резиной. Сопротивление качению не давало ему возможности набрать нормальную скорость, поэтому двигались мы медленно и печально, с куда более большими временными затратами на участок чем я планировал изначально исходя из опыта зимней езды по этой дороге.

Дорога Катав-Ивановск — Верх-Катав

Старый мост через Катав у деревни Верх-Катавка

Мост узкоколейки около Верх-Катавки

Зимой здесь можно ехать, а летом нет

После Верх-Катавки мы съехали в лес на лесовозную дорогу и большую ее часть проехали. Толкали велы только в местах «пережеванной» дороги и на крутых подъемах. В общем и целом этот участок дороги был пройден значительно быстрее чем во время УТП 1 кс 1-4 мая, когда для прохождения этого участка приходилось одевать сапоги и катить велы по глине.

Распальцованый байк

На перекрестке двух дорожек у ручья мы решили ехать по более старой и запущенной, но проигнорированной нами во время майского УТП. Дорога дала некоторое преимущество по времени, но все равно время шло к вечеру и благодаря снегопаду уже часов с трех дня были сумерки.

По этой дороге нам ехать дальше

Переход через ручей

Обойдя по дороге весь тот участок, который на УТП мы шли по азимуту, ручей пересекли чуть дальше и, даже с GPS, хоть и не сразу, но нашли нужную нам дорогу.

В том месте нет особых ориентиров и поэтому имея карту но не зная местность можно некоторое время поплутать пока не будет найдена нужная дорога. В стретили охотника с собакой. В отличие от городских, эта собака пробежала мимо нас даже не повернув голову. Абсолютный игнор… В лесу иногда слышны выстрелы и на дороге виднеются следы. Видно, что местные активно пользуются отсутствием большого количество снега, т.к. лес довольно проходим. С велами, конечно, двигаться куда труднее.

Подъем на Зигальгу

В районе 19.30 вышли к точке перевала на хребте Зигальга в месте прохождения границы между Челябинской областью и Башкирией. Скорость передвижения резко упала. Средняя скорость с 9 км/ч днем упала до 2 км/ч. Интенсивно шел снег. Идти приходилось по подпружиненной земле с коркой старого снега и новым, вновь нападавшим высотой в среднем сантиметров 15. Временами попадалась лыжня, по ней идти получалось чуть легче. Постоянно приходилось останавливаться и ждать Белку. Ему с велорюкзаком по такой дороге двигаться было крайне сложно. Практически на перевале решили затащить сначала рюкзаки, а потом и велосипеды. С рюкзаками поднялись на перевал и, постояв на верху, вовремя уловили момент когда кончается экстрим и начинается №;%дец, спустились к велосипедам и разбили лагерь. Высота – 1000 метров. Температура — 9 градусов ниже нуля. Ветра почти не было, но шел сильный снегопад. На горелках наплавили снега под чай, разожгли костер, поели и легли спать. На утро решили возвращаться по пройденной дороге, т.к. на путь через Александровку и Тюлюк уже не оставалось времени. Главная цель была достигнута – перевал мы взяли!

День № 2

Пройдено 50 км по маршруту: хр. Зигальга – Верх-Катав – Катав-Ивановск – Юрюзань – Вязовая.
Время в пути: 10,5 часов (5.30 – 16.00)

Ранний подъем и проблема выбраться из палатки. Скаты под слоем снега, на молниях замерз конденсат и они отказались открываться. Пришлось горелкой топить воздух, отогревать молнии чтоб выбраться наружу. Внутри палатки все было сырое – от конденсата спальники, от пота штаны и куртки. Перчатки чуть высохли, вися у потолка. Спальники для дальнейшей ночевки оказались непригодны из-за большого количества впитанной влаги. Совсем не верилось, что вечером будет теплая ванна, стоя у заснеженных великов на перевале ночью под падающим снегом.За бортом температура опустилась до -12 градусов.

Снежные байки

Спуск занял значительно меньшее время чем подъем, но времени было мало чтоб успеть на ст. Вязовая. Пока спускались, снег кончился и дорогу освещала луна, иногда выглядывая из-за туч.

Путеводная Луна

Вышли на дорогу Верх-Катавка — Половинка. Пьем чай и с максимально возможным темпом едем к станции. Регулярно делаем остановки на чай. Долго стоять нельзя так как сырая вехняя одежда начинает быстро остывать без движения, вызывая некомфортные ощущения ввиде отмороженных пальцев ног и рук.

Остановка на чай

Небо расчистилось и наметился ясный морозный день. Ехать в такую погоду хорошо, но резина на колесах велика Белки не давала нам возможность развить достаточню скорость. На фото интересный момент — стоит знак «уступи дорогу», после которого дорога опускается болото, заканчивающееся рекой и крутой горой. Боюсь представить, что оттуда может выехать и захочет ли «оно» после этого уступать дорогу.

Дорога Верх-Катавка — Катав-Ивановск

Слева моя фотография, справа — Прокудина-Горского

На фото различие почти в 100 лет между одним и тем же местом. Что интересно, 100-летняя фотография выглядит более цветной чем моя, современная.

После Катава дорога оказалась со снежной жижей – дорогу посыпали солью. Правда через 5 км дорога уже была в замерзшем виде и проблем для движения не представляла. Проблему представляло время, вернее его отсутствие. В Юрюзане для попытки ускорения движения была предпринята попытка накачать Белку энергетическим напитком, но вместо ускорения он убрался на 100% ледяной дороге. Замечено, что в Юрюзане дороги не посыпают. Моя кевларовая резина держит дорогу хорошо. По разнице между нами было хорошо заметно насколько плохо работает кетайская резина. Перед подъемом от центра Юрюзани до ЮГРЭСа стало очевидно, что на 3-часовую кукушку мы е успеваем и не стали рвать когти, поехали на пол-километра в час медленнее.

Ледяной ротор в ручье

В ручье перед переездом у Вязовой в ручье попалась интересная штука — ротор изо льда. Вода течет и крутит эту ледяную штуку, идеально круглой формы.

Закат у ст. Вязовая

Закат на Вязовой. А потом был вокзал, теплая кукушка, десантирование в электрон, подъем от ст. Уфа и теплый душ. 🙂

Итог: основные поставленные цели выполнены: грязи не было, снег нашли, перевал взяли, живые вернулись. Из-за проблем со скоростью передвижения, круговой маршрут не удался. Поход показывает возможность велосипедного похода зимой, но желательно делать это с учетом ночевки в теплом доме, где можно вымыться в бане и высушить одежду, а иначе получается экстрим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *