Южный Урал с юга на север на велосипеде
Идея маршрута возникла сама собой после экспедиции Олега Чегодаева в прошлом году. Почему бы не проехать по этим местам на велосипеде? Посещение юга Южного Урала становится модным трендом! :)
Так же спасибо железнодорожникам, запустившим из Уфы в Оренбург пригородный поезд Орлан. Это значит что можно сесть спокойно с велосипедом и доехать то пункта назначения без этих всяких разборов, чехлов и прочей возни. Удобно. Надо сказать, что направление оказалось популярным и за майские праздники по югу Башкирии каталось более 5 велосипедных групп и соло-туристов.
Нитка маршрута: Кандуровка — Сунарчи — Рыскулово — Утягулово — Баишево — Новоалександровка — Бердяш — Зилаир — Дмитриевка — Новопокровский — Мурадым — Багдашкино — Побоище — Берёзовка — Кананикольское — Шанский — Ишей — Бетеря — Темясово — Узянбаш — Рысакаево — Сосновка — Железнодорожный — Белорецк — Тирлян — Николаевка — гора Иремель — Тюлюк — Меседа — Первуха — Юрюзань
30 апреля. Заброска
Заброска происходила в два этапа. Сначала доехали с Романом на Орлане от Уфы до Оренбурга, а затем почти без задержки пересели на электричку Орского направления до станции Кандуровка.
В отличие от Уфы, в Оренбурге какое-то дикое отношение к велосипедистам в электричке — охранники настойчиво предлагали нам переместиться в тамбур. Но в тамбуре 2 часа стоять желания не было, как и каждую остановку крутиться со всеми вещами чтоб пропустить входящих и выходящих. В нашем представлении это выглядело бы тупо.
Ещё одна фишка их электричек — это платформы длинной в пол-вагона. Машинист заранее объявляет напротив какой двери какого вагона будет остановка и народ, стараясь выйти на платформе, плещется по всему поезду как содержимое бочки ассенизаторской машины. Им наверное так нравится. Нам повезло — наша станция с вольготным широким перроном.
По дороге погоды стояли ясные, но чем ближе подъезжали к месту старта, тем сырее за окном. Слезли из электрички в тёплый моросящий дождик.
Закупились продуктами в магазинчике и под моросящим дождиком двинулись в сторону цели этого дня — к горе Нос.
Самый волнительный момент первого дня заключался в переправе через речку Сакмару. Была информация, что мост весной затапливает и было неизвестно как всё будет в этот раз. Повезло.
Идея была следующая – забраться на гору Нос, поставить там палатку так чтоб было красиво и на закате и на рассвете. Но гора Нос утёрла нам сопли.
По началу всё шло хорошо — шел дождь вниз, мы шли на гору вверх. Но в какой-то момент стало понятно, что гора — это куча липкого мокрого суглинка, где мало того что палатку не поставить, так ещё и начало наматывать как следует на колёса.
Пришлось спускаться вниз, но не сдались, а решили ехать между гор по полевой дороге в нужную сторону. Опять не получилось — наматывает. И мало того — даже отмыться негде.
Поняв что в такую погоду осуществить первоначальный план не получится, вернулись назад, отмылись в луже так чтоб можно было более или менее ехать и, отъехав, встали дальше на ручье на нормальной полянке с травой. Там уже отмывались капитально, чуть ли не с полноценным купанием и проводами заката. Так незамысловато прошёл первый день.
1 мая. Зилаирское плато
Утро выдалось солнечным, что вселило в нас надежду покататься на велосипедах в более приятной обстановке.
Пейзажи прямо как в Азии. Даже живность не такая как у нас — вместо медведей ползают черепахи, вместо зайцев — суслики. Но в целом это интересно — экзотика!
Наши кони.
Вокруг холмы.
Гравийная дорога пылит, но машин очень мало и в целом ехать вполне комфортно.
Азиатский ленивый хайвей.
В Утягулово заехали в магазин прикупить продукты. Вообще маршрут удобен тем что не надо набирать кучу еды на много дней — вполне достаточно иметь запас на день плюс на всякий случай еще НЗ на второй день. А так, проблем с магазинами нет. Самое актуальное — это вода. Особенно весной когда в ручьях вода может быть мутной. Тут спасают либо родники с колодцами, либо магазины. Наверное вода — это самая тяжелая часть покупаемых продуктов. Но и самая вкусная. :)
Речка Касмарка. Выглядит так, что хочется в неё нырнуть, такая она классная. Но погода свежа — в футболке холодно. Да и в кофте иногда тоже. Солнце греет, но ветер холодный.
Дорога — гравий. Место обитания гревелов с байкпакингом. :)
Всему когда-то приходит конец. Вот и закончилась гравийная дорога. После моста через Касмарку уходим наверх, на Зилаирское плато.
По плато идёт хорошо наезженная, судя по мусору, дорога.
В Новоалександровке любуемся древними постройками.
Проехали еще немного и, не выходя на зилаирскую трассу, ныряем в лес, найдя удобную полянку и ручей для ночёвки.
2 мая. Зилаир — Мурадымово
Утром термометр в палатке показывает +4 градуса, но снаружи было холоднее — всё покрыто инеем. Несмотря на это, в тонких байкпакерских пуховых спальниках, надев дополнительно теплые вещи, спать было вполне комфортно.
Дорогой в сторону Зилаира уже ездили, там ничего особенного — просто хорошая асфальтовая дорога с красивыми видами. И вот, асфальт опять как-то быстро закончился и нас приняла в свои объятия любимая пыльная гравийка. :)
Не смотря на то что плато преимущественно сохраняет высоту метров в 500, но тем не менее случаются моменты когда дорога круто ныряет вниз, а потому так же круто выбирается на поверхность. Тут уж самое дело — пройти пешком.
Классная штука — беседки. Можно цивилизованно перекусить и попить чай.
В очередной раз заканчивается качественная дорога и начинается хорошая. Лесная. :)
Местами дорога хорошо утоптанна медведями. Много свежих следов, но встретить никого и местных обитателей не удалось.
Дорога отличная, просто идеальная для велотуризма — плавные горки с резкими перепадами как в парке аттракционов, красивые виды. Возможно что это одно из наиболее красивых мест этого маршрута. Рекомендую для посещения.
Внизу природный парк «Мурадымовское ущелье».
Красота!
В Мурадыме встретили встречную группу велосипедистов, которые встретили группу велосипедистов которую должны были встретить мы, но не встретили. :)
Время вечернее, пора искать место для ночёвки. Как-то решили что на закате гулять по Мурадымовскому ущелью уже желания нет, поэтому в очередной раз проехали мимо.
Местная банда подсказала где самый лучший родник.
И вот мы уже на месте.
Как водится, костёр — это душа похода!
Провожаем солнце.
Попутно развлекая себя водными процедурами.
3 мая. Кананикольский
Утром хорошо, температура комфортная, хоть и близкая к нулю.
Солнце приятно согревает, а мышцы слегка ноют в предвкушении грядущего километража.
Снова пыльные гравийки. Дорога в сторону Побоища.
Машин мало, ехать комфортно.
Отдаленная деревня, но связь отличная!
Проезжаем Кананикольский.
Край.
Деревенская социальная реклама.
Деревенский уют.
На обустроенном роднике приятно пообедать. Пиво со скумбрией и с зелёным луком заходят на ура!
Все найденные родники и ручейки я отмечаю на картах Openstreetmap, так как для последующих велотуристов эта информация может быть довольно ценна. Особенно в жаркий летний день.
Дорога на Ишей.
Шланг на дороге.
Проехали деревню Ишей, вечереет. Второстепенные дороги приятны для езды. Есть техничные моменты, объезды, неровности, но всё проезжается вполне нормально и вносит определенную долю разнообразия. Что для велопохода, собственно говоря, и надо!
Деревня Бетеря. Красивое.
Асфальт внёс долю надежды на дальнейшую дорогу, но увы и ах — дальше была опять гравийка.
Традиционно заныкались в лес. Место выбрали на возвышенности. Это имеет свои преимущества — воздух тут суше и поэтому ночью теплее. Стратегия!
4 мая. В сторону Белорецка
Традиционно едем по гравийке. Въезжаем в Темясово аккурат к открытию магазинов. Закупаемся перекусами на день и крутим в сторону Белорецка.
Для обеда очень важно найти красивое место. Без этого никак нельзя!
Едем по асфальту, берем перевал через Зильмердак и почти доезжаем до Белорецка. Въезжать в город смысла нет, потому что уже вечер и нам удобнее встать в хорошем месте на ночёвку.
5 мая. Иремель привычный
В общем и целом получается так что маршрут пройден. Расчёт был доехать до Белорецка.
Но маршрут мы прошли с опережением графика, а на этот день прогноз показывал отличную погоду. Все шло к тому что надо ехать дальше. Едем на Иремель.
На фото дорога с видом на гору Малиновую.
Фиксируем наше продвижение у примечательных в Белорецке мест.
Стелла с памятником сталеварам на въезде в город.
Мост через реку Белую напротив проходной БМК.
А литьё-то каслинское!
Новая модная лестница.
Закупились продуктами и выдвинулись в сторону Тирляна. А там и до Николаевки рукой подать.
Типовое фото на Иремель на въезде в Николаевку.
Кордон на входе в природный парк Иремель. Проход стоит 200 рублей.
Мост в этом году снесло, поэтому через речку Авняр переходили вброд. В целом уровень воды не сильно высокий, прошли без приключений.
Дорога не очень, но всё нормально проезжается. Просто выглядит как-то не особо аккуратно, слишком много техногенного вмешательства в природу.
То самое место у которого все фотографируются.
Колея заканчивается, дальше идёт тропа.
Тропа местами позволяет вкручивать.
На заболоченном участке скоро будет экотропа. Круто!
Поднимаемся выше и вот уже открываются виды.
Остаётся последний перевальный взлёт, а светлое время суток уже почти на исходе.
Последние метры самые тяжелые!
Закатное солнце окрашивает всё тёплыми тонами.
Но перевалив наиболее высокую точку маршрута, убеждаемся в том что дальше ехать не получится — снега много, солнце село, начинается буря.
Спешим вниз, стараясь не задерживаться под начавшимся дождём, переходящим в снегопад.
В потьмах уже спустились в Тюлюк. Спуск по ночной дороге под снегом и дождём по скользкой дороге — особый опыт, есть что вспомнить!
Заселились в Розу Ветров и даже удачно получилось сходить в баню.
6 мая. Юрюзань
Утром село Тюлюк оказалось в снегу. Пока отмывали от грязи велосипеды и снаряжение, завтракали, солнце растопило снег, но тем не менее ветер сильный, встречный и обжигающе холодный.
Вид на Тюлюк и хребет Зигальгу.
Вид на Иремель из Тюлюка.
Проезжаем реку Березяк.
А дальше едем до Юрюзани, стараясь успеть на электричку с Вязовой до Кропачёво. По плану там надо переночевать и на утренней электричке в шесть утра выехать в Уфу.
Но в Юрюзани, отдышавшись, нам пришла гениальная идея найти междугороднее такси, зафрахтовать его и тем самым добраться до Уфы уже сегодня. За приемлемую плату нашли мотор и вечером были дома. На этом всё, спасибо за внимание. :)
Здоровский отчёт, как будто сама прокатилась.
Приезжай в велопоход! :)
Алексей, а что за фото и видео оборудование у вас?
Очень все красиво заснято)
Гопра 9, самсунг s21, sony a7 III 35 1.8
Здравствуйте, Алексей!
Есть ли у Вас информация о велопроезжаемости по маршруту бывшей Белорецкой узкоколейной железной дороги. В частности от Белорецка до Тирляна, от Тирляна до Верхней Арши, от Верхней Арши до Верхнего Катава.
И ещё — можно ли с маршрута бывшей БУЖД проехать через Александровку до Тюлюка?
Привет. БУЖД вся проезжаема, но в мокрое время могут быть грязные участки. От Арши до Верхкатавки проходит по территории заповедника, проезд вроде тысячу рублей стоит. Через Александровку до Тюлюка проехать можно, с дорогами там всё более или менее приемлемо.