Кавказ 2024


Кавказ 2024 0, 100

Группой в 8 человек проехали в мае по Кавказу 650 километров по следующему маршруту.

Нитка маршрута: Горячий Ключ — Хадыженск — Апшеронск — Гуамка — Мезмай — Каменномостский — монастырь на г. Физиабго — Новосвободная — Хамкетинская — Губская — Первомайский — Мостовской — Шедок — Псебай — Курджиново — Рожкао — Дамхурц — Загедан — Пхия — Архыз — Нижний Архыз — Зеленчукская — Кардоникская — Кумыш — Карачаевск — Каменномостский — р.Худес — Бечасынский сырзавод — р.Хасаут — Кичи-Балык — Кисловодск

Изначальный маршрут пришлось сократить из-за погодных ограничений.

Поломки: 3 лопнувшие спицы, прокол камеры шипом растения, повреждение переключателя скоростей об камни при пересечении брода на скорости.

Условный день 0

Гуляем по Самаре во время стоянки поезда, в Волгограде смотрим на фонтан где дети травят крокодила и едим рыбу в Котельниково.

30 апреля. День 1

Так как поезд в Горячий Ключ приезжает ночью, заранее по спутнику было выбрано место для стоянки чтоб доехать и упасть до утра.

Но по факту оказалось не так всё просто — на выбранной нами дороге был учинён ремонт моста. Дорога через речку Псекупс оказалась перекрытой. Чтоб не наматывать ночью круги, форсируем ремонт напрямик.

Утро выдалось пасмурным. Без дождя и на том спасибо.

Завтракаем. Для готовки мы выбрали вариант с двумя бензиновыми горелками MSR XGK и SOTO Muka и двумя алюминиевыми кастрюлями. Одна, поменьше, под хрючево и вторая, чуть больше — под горячие напитки. Преимущественно пили чай, но иногда случался и кофе. По плану, бензин «Галошу» мы сможем купить в хозяйственных магазинах по пути, поэтому нет необходимости большого запаса топлива, а тем более везти это всё с собой.

Собираемся и стартуем по маршруту в сторону Хадыженска.

В целом погода не особо жаркая. В кофтах и куртках нормально. Ветрено. Хотя с другой стороны это и хорошо — по маршруту есть гравийный пыльный участок дороги, но пыль в общем и целом сдувает и ехать приемлемо.

Дорога через Кутаис. После него заканчивается асфальт.

В Хадыженске обедаем в кафе и доезжаем до Апшеронска. Изначально мы хотели ехать лесными дорогами через Нефтегорск, но оценив дорогу туда и сопоставив её с текущей погодой, стало понятно, что с учетом текущей погоды с асфальта съезжать пока не стоит.

Фоткаемся возле местного мемориала и закупаемся продуктами на пару дней вперёд.

Вечером в сумерках доехали до хорошего места для стоянки — на реке Пшеха напротив Ширванской. Еду готовили опять в темноте.

1 мая. День 2

Утро пасмурное. Не холодно, но и не жарко. Ехать на велосипеде комфортно, но с солнышком было бы приятнее. По плану нам за сегодня надо доехать до Мезмая через Гуамку. Ехать не сильно далеко, по асфальту быстро. Изначально планировалось ехать через Черниговское — Армянский и далее по лесной дороге, но с учётом погоды мы потеряли бы там слишком много времени.

Стоянка на реке Пшеха.

Местами шел небольшой дождь, но в целом было сухо.

Дорога до Гуамки не заняла много времени. Хотя время потеряли пока пытались отремонтировать колесо с лопнувшей спицей и ставшее сильно кривым. В итоге стало понятно, что система с алюминиевыми спицами слишком хитрая, дорогая и старая, но тем не менее абсолютно неремонтнопригодная в полевых условиях. Чиним прямым физическим воздействием, т.е. руками выгибаем обод и едем дальше.

По пути хотели заехать на термальный источник, который, судя по карте, должен был бить прямо в лесу. Но по факту оказалось что источника там нет, только закрытая скважина. Вода текла в местный геотермальный курорт H2O в котором по идее мы могли бы позависать, но так как источник оказался не особо природный, то просто облагороженный бассейн нас не особо заинтересовал. Тем более что нам нужен был душ, а его там не оказалось.

В Гуамке нас ждал неприятность. Проблема оказалась в следующем: ущелье перекрыли для пешеходного движения на весь день. Теперь на входе стоят ворота, касса и толпа желающих прокатиться на «паровозике». Шоу длится весь день и заканчивается лишь в 18.30. Поэтому пришлось отъехать на берег местной речки Курджипс и встать на незапланированную полуднёвку.

Пропускной пункт в Гуамское ущелье.

Когда появилась возможность пройти по ущелью, у нас оставалось полтора часа светлого времени. Поэтому пришлось довольно активно двигаться, не особо задерживаясь в красивых местах. Иначе место для стоянки пришлось бы искать при свете фонарей.

Как итог, могу сказать, что возвращаться сюда ещё больше смысла не вижу. Ущелье теперь менее доступно для сквозного прохождения. Дурацкий забор и провода мешают делать красивые фотографии. Сравнивая как было и как стало, могу с уверенностью сказать что делать там больше нечего.

Кроме нас было много других людей, желающих прогуляться по ущелью пешком.

В итоге промчались по ущелью, уже в сумерках нашли хорошее место и привычно опять готовили еду в темноте.

2 мая. День 3

Ночью шёл лёгкий дождь. Завтракаем, собираемся и едем дальше.

Надо сказать, что еще утром второго дня, пока пытались чинить колесо, к нам ненавязчиво прибился пёсик. В свете последних событий, оный был именован Артуром. Так вот этот Артур особо не обламываясь два дня бежал рядом с нами, не отставая даже на длинных спусках.

Утренняя зарисовка.

Из Мезмая были рассмотрены три варианта выхода на асфальтовую дорогу, идущую в сторону плато Лагонаки. Два варианта были заложены на случай плохой погоды, но дождь отменили и поехали там где есть красивое.

Дорога в сторону Русского Хутора.

Осматриваем водпады на реке Чинарка и Мезмай.

Место довольно популярное, но удалось сделать фото до того момента как сюда спустилась с дороги толпа людей.

Далее выбираемся по лесной дороге в сторону дороги на Лагонаки.

Дорога хорошая. Она плавно спускается к реке Белая. На продолжительном спуске наш пёсик Артур отстаёт, потому что десяток километров наваливать 40 км/ч у него не получилось.

На видовой площадке, по нашей версии, скопились отставшие от групп собаки. Собаки чрезвычайно закормлены. Настолько, что даже отказываются от пирожков с мясом (предлагали не мы, мы лишь наблюдали).

Дальнейшая часть маршрута идёт через Каменномостский, монастырь на горе Физиабго и далее в сторону Новосвободной. Спустились к речке Фарс уже в сумерках, потеряв много времени в районе горы Физиабго из-за мокрой грязевой дороги, где и встали лагерем, разогнав предварительно всех лис и шакалов. Готовили традиционно в темноте.

3 мая. День 4

План на этот день — доехать до Мостовского, искупаться в термальном бассейне и отъехать в удобное для стоянки место.

Поднимаемся от стоянки на ближайший пригорок, где посетили развалины, отмеченные на карте как часовня Александра II.

Доехали до Мостовского, искупались в бассейне, закупились едой на 3 дня вперёд и бензином для горелок на оставшуюся часть похода.

Оставшуюся часть дня крутили в сторону Псебая и лагерем встали на поляне у реки Малая Лаба, предварительно выгнав с поляны стадо кабанов.

4 мая. День 5

Утро солнечное. Тепло. Палатки сохнут от ночной росы, а мы завтракаем.

Проехали Курджиново. Далее наша дорога уходит на Пхию вдоль Большой Лабы. Вместе с тем как мы въехали в горы, солнце всё чаще стало скрываться за набежавшими тучами.

Приятная дорога петляет вдоль Большой Лабы.

Солнце окончательно скрылось и слегка заморосило.

Лёгкий дождик идёт непрерывно.

Двигаться не холодно, ветра нет. Но старая мембрана в таких условиях уже не справляется.

К вечеру дождь не прекратился. Так и шёл с небольшими перерывами не давая высохнуть. Доехали до Пхии и так как в общем и целом не всем снаряга позволяла комфортно ночевать в таких условиях в палатке, стали искать место для ночлега.

Перед Пхией старая дорога сменилась новым широким «проспектом». Ехать стало значительно сложнее. Если старая дорога была накатана, но новая — фактически отсыпана крупными камнями по которым накат так себе.

В самой Пхии есть какие-то домики, но скорее всего они мало того что только строятся, но и рассчитаны не на туристов, а на лакшери отдыющих в глемпингах. В общем и целом ничего не работало и нам почти чудом удалось заселиться к местным жителям в баню.

Баня оказалась натоплена и мы, как смогли, развесили все шмотки сушиться, а спать поставили палатки во дворе. Ужин традиционно в темноте, но под крышей веранды со светом.

5 мая. День 6

Утром погода не изменилась. Завтракаем на веранде и стартуем на перевал в сторону Архыза.

Ползём на перевал Пхия. Внизу шёл дождь, который с набором высоты превратился в туман.Была надежда что выше пробьём облака и откроются красивые виды на Кавказский хребет, но вместо этого пошёл снег.

Чем выше мы поднимались, тем сильнее шёл снег.

Подъём хоть местами и крутой, но в целом довольно простой. Где-то можно ехать, а в целом просто идёшь и толкаешь велосипед. Но был ньюанс.

Дождь и мокрый снег не оставил нам сухой одежды и в целом это не было проблемой, потому что пока двигаешься — тепло. Но поднявшись на перевал, нас встретил ветер и ещё более сильный снегопад. В таких условиях стоять на месте невозможно, нужно двигаться чтоб не замёрзнуть. Быстро сделав фоточку в сплошном снегопаде, быстрее стартуем вниз. И это оказалось не проще чем подъём в гору. Там хоть было тепло, но на спуске стало значительно холоднее.

Сильнее всего замерзали мокрые руки. Не хватало каких-нибудь верхонок, которые защищали бы от ветра.

Спустившись вниз, в зону горнолыжного курорта, укрылись в тепле на заправке чтоб чуток отогреться и решить что делать дальше.

В итоге нам повезло снять домики прямо через дорогу. Там был горячий душ, обогреватели и кафешка.

6 мая. День 7

На рассвете было солнечно, но довольно быстро всё затянуло и слегка начало накрапывать. Завтрак в кафешке и далее едем в сторону Нижнего Архыза.

В Нижнем Архызе.

В Нижнем Архызе погода довольно сильно изменилась в лучшую сторону. Все тучи остались позади в горах, а чем ближе к равнине — тем солнечнее.

Здесь проявилась проблема, связанная с повреждением переклюка Shimano Cues на подъеме в перевал прошлым утром и довольно много времени ушло на его настройку.

По плану отсюда мы должны были подниматься в горы, в сторону телескопа БТА. Этот маршрут не особо сложный, так как подъём асфальтовый, а наверху и на спуске уже не особо важно. Но оценив погоду, приняли решение объехать эту часть гор по равнине. Горы закрыты тучами, видны осадки, а попадать снова под снегодождь в целом никому не улыбалось.

Дорога от Кардоникской в сторону Карачаевска. На заднем плане видны интенсивные осадки в горах.

Ближе к Карачаевску, чем глубже въезжаем в сторону гор, погода начинает портиться. В Карачаевске начинает моросить дождик. Под дождиком в итоге находим полянку для стоянки. Ужинаем в темноте.

7 мая. День 8

Утром пробивается солнце, временами идёт дождь. Решили переждать немного так как на сегодня по плану надо проехать чуть более 40 километров. Два участника группы решили тем временем уехать на машине в Кисловодск и дожидаться нас там.

Поляна у реки Кубань в посёлке Верхний Каменномост.

Сборы.

Руины учебной базы Московского горного университета по дороге к «Царским воротам».

Подъезжаем к «Царским воротам» на реке Худес.

 

Встаём лагерем на реке Худес перед «Царскими воротами». Далее маршрут идёт в сторону плато Бечасын, подъем на которое запланировали на следующий день.

8 мая. День 9

Утром погода не особо лучше. Временами идёт лёгкий дождик, но в целом более или менее сухо.

На подъеме открываются виды на горы, но самое интересное скрыто в тучах.

Иногда тучи расступаются и сквозь них открываются снежные вершины.

Видно, что дальняя часть плато, с наибольшей высотой, покрыта снегом.

Погода наладилась. Облачно, временами солнце и что главное — без осадков.

Скорость передвижения — низкая. Дороги по плато грунтовые. Много где они «проперфарированы» копытами коров, в следах которых остаётся вода и дорога сохнет значительно медленнее. Из-за этого накат плохой и за светлое время суток проехать плато не успеваем.

На плато Бечасын.

К вечеру даже открылся Эльбрус.

Традиционно готовим в темноте. Двигались до предела, пока не нашли приемлемый для установок палаток горизонтальный пяточёк поверхности и ручей с водой. Так как дорога идёт по хребту, по водоразделу, то поток ручья в данном месте крайне низок. Набрать воды на пару кастрюль заняло некоторое время.

9 мая. День 10

Солнечное утро.

На этот день у нас запланирован Кисловодск — конечная точка маршрута. Вышли на асфальт.

Эпично скатились к реке Хасаут. Пожгли колодки, но в этом месте жечь колодки — местная традиция. От всех проезжающий машин воняло жжёными колодками. Немного напрягало то, что встречные машины тоже воняли — это значит впереди нас ждёт затяжной подъём.

Но перед этим нам надо было хорошенько отмыться. После плато велосипеды у всех грязные, а вечером нам надо где-то заселяться в Кисловодске, так что пора приводить себя в порядок. Место для мытья нашли выше по течению реки Хасаут. Вначале попробовали ниже моста, но там организована зона отдыха с толпой народу, забором и сбором денег за проход.

Мост через реку Хасаут.

Далее, поднимаясь в гору в сторону Кисловодска, опять налетели тучи и пошёл мелкий дождик.

Потом накрыло плотным туманом. В этом тумане мы поднялись, перевалили и далее помчались в Кисловодск.

В Кисловодске погода оказалась значительно лучше и мы, вновь промокшие, занялись поиском хостела.

10 мая. День 11

Последний день на Кавказе. Так как поезд вечером в 6 часов, по плану нам вполне хватало времени на экскурсию по Кисловодскому парку. Тем более уже были намечены определённые локации до которых хотелось добраться.

Но дождь расставил всё на свои места. Он начался утром и шёл до вечера, Распогодилось лишь тогда когда пора было скручивать велосипеды в поезд.

Сборы на вокзале Кисловодска.

По пути поезд задержался на 10 часов из-за аварии с возгоранием наливного состава.

До Уфы поезд почти нагнал расписание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *