Поход вместе с Александром Черненковым по Северному Кавказу «Через горы к морю», начавшийся в Кисловодске и планировавшийся закончиться в Дагомысе.
Основные цели маршрута:
Выйти из Кисловодска через парк сразу в горы
Плато Канжол (2829 м)
Перевал Балкбаши (3700 м)
Перевал Пхия (2215 м)
Гуамское ущелье
Плато Лагонаки
Общая идея — едем по горам и по общесоюзному маршруту №30 волшебным образом оказываемся на море в районе Дагомыса. Так получилось, что обстоятельства вынудили закончить наш маршрут в Туапсе, но от этого он не потерял своих целей.
О том как все происходило, читайте эту серию отчетов.
Сегодняшняя цель-минимум — доехать до Майкопа. Цель-максимум — доехать до Дагестанской.
Всю ночь шел дождь и лишь утром небо прояснилось. Хоть и не до конца. Не пожалели что сняли дом. Под крышей все просушили, помылись и постирались, зарядились и утром в бодром настроении двинулись дальше.
Домик не большой, но вполне пригодный для ночевки.
Фото А. Черненкова
Утром двинули в сторону горячих источников. Так как несколько комплексов находятся в пределах города, доехать много времени не заняло.
Фото А. Черненкова
Фото А. Черненкова
Вода в источниках горячая. Источники не природные, а пробитые скважины. Судя по всему, вода в них более горячая и ее разбавляют до приемлемой температуры. Вода минерализована. В целом в качестве приятного бонуса к поездке, посещение источников вполне оправдано. Искупаться стоит дешево, но зато приятно.
Пока купались, набежали тучи и пошел дождик. В целом погода не сказать чтоб сильно солнечная. Это на фотках все залито солнцем, но на самом деле горизонт чёрен.
Искупавшись решили заодно перекусить перед дорогой, тем более на термальных источниках нам подсказали где самое хорошее место.
Фото А. Черненкова
Самая главная ошибка которая может произойти — это посещение подобных мест на голодный желудок. Понабрали всякого разного столько, что почти час потратили на то чтоб всё это сжевать.
Фото А. Черненкова
Несмотря на задержку в кулинарии, мы об этом не пожалели, потому что с той стороны куда нам надо пришел и прошел сильный ливень. Как только ливень прошел, мы стартанули в сторону Майкопа. Отъехали от Мостовского, сразу выглянуло солнце и стало жарко.
Доехали до Майкопа. Дорога была немного утомительной так как постоянно дул встречный ветер, но в целом план на этот день мы выполнили. Из Майкопа выехали на Гуамское ущелье, выбрав короткий путь через Дагестанскую, до которой мы почти доехали. Оставалось примерно 8 километров, но начались сумерки и стоило упасть на любую попавшуюся подходящую площадку чтоб не искать место в темноте. В итоге упали в поле в стороне от дороги.
Место оказалось не очень комфортное, но выбирать было не из чего. Это была первая стоянка в этом походе когда нас атаковали полчища комаров и слепней. От них не помогали спреи и лишь быстро поставить палатки и залезть внутрь было самым правильным решением.
Помимо этого очень активно выпала роса. Ее было настолько много, что даже ее выпадение на аэродинамические плоскости гнуса не позволили ему дальше работать по нашей стоянке. Все было сырое как после ливня — удивительное явление.
Ночью выпало много росы, утром потратили много времени на сушку.
Фото А. Черненкова
Висячий мост через речку Курджипс в Красном Дагестане.
Так как мы выбрали короткую дорогу, у нее, как и положено, оказался ньюанс — между Дагестанской и Красным Дагестаном нет асфальта, хотя есть гравийка. Дорога хорошая, почти без луж, просто красота! Но в одном месте через ручей нет моста, дорога обрывается ямой, в которой течет ручей, размешанный лесовозами. Мы велосипеды протащили, но, судя по следам и встреченной машине, легковые в надежде сократить обламываются около этой траншеи довольно часто.
Фото А. Черненкова
Доехали до Красного Дагестана, свернули к реке на помыться-постираться. Речка Курджипс горная, быстрая, в меру прохладная. Красиво.
Доехали до Гуамки. Где-то впереди въезд в ущелье.
Подвижной состав гуамской узкоколейки.
И вот мы достигли одной из ключевых целей нашего похода — Гуамского ущелья.
Это одно из удивительных мест Кавказа, где давно хотелось побывать.
Здесь сочетаются невероятные усилия природы, прорубившей сквозь скалы глубокое ущелье и усилия людей, прорубивших по этому ущелью узкоколейную железную дорогу.
За каждым поворотом открываются головокружительные виды.
По дну Гуамского ущелья течет река Курджипс, в которой мы купались этим утром. Но здесь в ней уже не искупаться — течение настолько мощное, а склоны такие крутые, что почти всю дорогу ограждают поручни — для массового туризма это место действительно может быть опасным и надо быть аккуратным.
Судя по накату на рельсах, состав из Гуамки доезжает до этого места. Здесь построена кафешка, смотровая площадка и прочие туристические штучки.
Платформа конечной остановки.
Дальше дорога становится более дикой — поручни пропали, вместо них лента.
Дорога.
Полноправные хозяева ущелья — ящерицы. Их тут просто море!
Вниз с дороги в реку обрушиваются водопады.
Мост через реку Сухая балка.
Этот мост во время ВОВ партизаны взрывали два раза. Судя по всему, в последний раз его отстраивали из того что попалось под руку. Под руку попались рельсы. Как можно увидеть, опора моста сварена из рельс.
Колонна из рельс. Удобный материал — можно скрафтить что угодно.
Виды.
Есть места для спуска к реке. Все наиболее инстаграмные места заняты. :)
Инфраструктура.
Есть даже троллей через ущелье.
В одном из наиболее опасных и крутых мест заботливо натянута лента чтоб кто-нибудь не упал.
Похоже на диораму с железной дорогой. Просто удивительно как проложили дорогу в таком месте.
Везде висят предупреждающие об опасности знаки. Даже для велосипедистов специально написали что ездить тут нельзя. Но в целом мы согласны — мало того что ехать сложно — много мест где надо переносить или перекатывать, но еще и другой момент — если ехать, надо смотреть все время перед собой на дорогу. Но вокруг столько всего интересного, как тогда на всё это смотреть? Так что как ни крути педали, а лучше всего по ущелью ходить пешком и смотреть по сторонам.
Что касается использования железной дороги. Некоторое время назад в ущелье сошел оползень и снес часть пути. Тут уже выросли довольно высокие деревья, но дорогу не восстановили, все осталось как есть.
Дорога, снесенная оползнем так и осталась висеть в воздухе на года.
Причем по износу, вернее по его отсутствию, можно сказать что на момент схода селя, рельсы и шпалы на этом участке были довольно новые.
А сейчас это просто исковерканный природой хлам.
Пройдя место схода селя, выходим к противоположной целой части железной дороги со стороны Мезмая. Здесь уже заметен небольшой накат на рельсах и некоторые следы инфраструктуры. Но с этой стороны все-таки виды не такие интересные как со стороны Гуамки, поэтому эта часть железной дороги большой популярностью не пользуется.
Река здесь течет уже спокойней.
В Мезмае есть связь. Тут мы списались-созвонились, а заодно выяснили неприятную вещь — плато Лагонаки закрыто для сквозного прохода к морю из-за высокого уровня снега.
Посидев пообедав, подумали и решили все-таки идти к плато Лагонаки, хотя бы посмотреть на него, если ничего не получится решить с проходом на месте.
Дорога из Мезмая, ведущая к трассе до КПП Лагонаки ужасна. Она представляет собой очень неровную брусчатку, по которой не то что ехать, но и катить велосипед сложно. На этой дорожке мы набрали полтора километра высоты за 10 километров пути.
И вот наконец мы добрались до нашей сегодняшней цели. С дороги открывается отличный вид на плато Лагонаки. Несмотря на то что уже лето и здесь не особо то и высоко, снег все равно лежит. Правда лежит он на северной стороне да и то в самых закрытых ложбинках.
Дошли до КПП уточнить что тут и как. Выяснили что ночевать на территории плато нельзя, заповедник и все такое. Вот утром откроется — тогда и приходите. Ну ок.
Забрались на пригорочек с отличным видом, там и поставили палатки.