Поход вместе с Александром Черненковым по Северному Кавказу «Через горы к морю», начавшийся в Кисловодске и планировавшийся закончиться в Дагомысе.
Основные цели маршрута:
Выйти из Кисловодска через парк сразу в горы
Плато Канжол (2829 м)
Перевал Балкбаши (3700 м)
Перевал Пхия (2215 м)
Гуамское ущелье
Плато Лагонаки
Общая идея — едем по горам и по общесоюзному маршруту №30 волшебным образом оказываемся на море в районе Дагомыса. Так получилось, что обстоятельства вынудили закончить наш маршрут в Туапсе, но от этого он не потерял своих целей.
О том как все происходило, читайте эту серию отчетов.
Нитка маршрута:Западный Канжол (2830 м) — р. Шаукол — Джилы-Су — р. Кызылкол — поляна Эммануэля — плато Ирахиксырт
Утро выдалось ясным и морозным. Все в инее, на палатке лед. Вечером резко стало холодно из-за того что начал активно выпадать конденсат — все, даже ткань, активно покрывалось росой. За ночь это все замерзло.
Фоткаемся с флагами — достигнута одна из ключевых точек. Как ни крути, но с Канжола самый лучший вид на северную сторону Эльбруса. На табличке указано «КАНЖОЛ 2950 м», но навигаторы и карта неумолимо указывают на высоту 2750 м в данном месте.
А Эльбрус просыпается.
Отличные виды — это награда за предыдущий день набора высоты.
Стоим около непонятной воронки. Как будто раньше здесь был курган, но его раскопали. Информации об этом месте я не нашел.
На горизонте летает вертолет, что-то возят с одного места на другое где-то в районе родника с пивом. Может ищут чего? :)
Утренние виды на плато Канжол.
Мой модифицированный Cannondale Trail 2 2020. Про него, надеюсь, получится рассказать отдельно.
Здесь, конечно, красиво, но ничего не поделать — надо ехать дальше. Оставляем табличку и скамейку следующим путникам.
Доезжаем до того места где дорога спускается вниз с плато Канжол в урочище со странным названием Куденетяйла.
На краю плато. Эльбрус всегда впереди как путеводная звезда.
На спуске. Отвесные скалы впечатляют.
Спуск довольно крутой. Чтоб тормоза и покрышки были более живые чем могли бы быть, временами идем пешком. Под гору идти быстро, но велосипед все равно постоянно на тормозах потому что круто!
Виды на спуске.
Наша дорога петляя убегает в сторону Эльбруса.
Вид на спуск с плато Канжол.
А все плато выглядит примерно так когда мы отъехали уже на значительное расстояние. Здесь мы заедем за гору и плато скроется где-то позади.
Зато Эльбрус все ближе и ближе.
Навстречу выбегает стадо диких кабанов с кабанихами и кабанятами.
Решили, что вот здесь дрон сможет проявить себя с лучшей стороны. Спокойно забрались на гору, запустил птичку, но, к сожалению, свиньи обнаружены не были. Куда они умудрились заныкаться — непонятно, учитывая что с горы все вокруг вполне неплохо просматривалось.
В отсутствии кабанов ничего не остается как передохнуть.
На фото конечно не видно, как всегда, но на самом деле спуск был довольно крут. Вообще удивительно, как тут ездят машины. Такое ощущение, что все местные автолюбители поголовно нарушают закон. Закон гравитации. :)
Свежая дорога.
Похоже что здесь идеальное место для коров — все свежее, натуральное, погода вполне приятная. Гнуса нет вообще. Что еще надо. :)
Тем не менее дорога как резко падала вниз, так теперь полетела наверх. Местами приходится буквально карабкаться.
Впереди долина реки Шаукол. Осталось преодолеть ее, взобраться на ту сторону и считай мы приехали в Джилы-Су. Осталась сущая ерунда.
Брод через реку Шаукол.
Решаем здесь остановиться чтоб постираться и помыться. Вода конечно холодная, но зато жарко и нет ветра.
Но одна неприятность добавила нам развлечений.
Саша не заметил в траве бутылку и переехал ее. Бутылка лопнула и прорезала боковину абсолютно новой покрышки вместе с камерой. Видно даже, что на покрышке еще пупырышки торчат.
Заклеили покрышку заплатками с суперклеем с двух сторон. Была поставлена абсолютно новая камера. Настолько новая что на ней даже муха не сидела. Саша накачал колесо, но покрышка села не до конца и разбортовалась. Причем так неудачно, что передавила сосок. Камера неумолимо лезет пузырем наружу, а сделать ничего не возможно — сосок пережат и спустить воздух не удается. Финалом был характерный хлопок.
Следующая камера пошла. В этот раз покрышка садится ровно, все проверяется и колесо можно сказать отремонтировано.
Обедаем и едем дальше.
Фото А. Черненкова
Фото А. Черненкова
Фото А. Черненкова
Ну как едем. Подъем, который с горы казался пологим, на самом деле таким не оказался. Подъем оказался настолько крут, что пришлось таскать сумки и велосипед отдельно. Удивительно просто как тут ездят машины.
А сверху открылся вид на Джылы-Су под северным склоном Эльбруса.
Фоткаем скалы.
Радуемся недолго асфальту. Хотя природа и пытается вернуть свое. Вот, например, небольшой камень упал и перегородил половину дороги. Интересно, как долго он тут будет лежать.
Фото А. Черненкова
Фото А. Черненкова
Фото А. Черненкова
Фото А. Черненкова
Фото А. Черненкова
Приехали в Джилы-Су. Место оставило неоднозначные чувства. Начнем с того что на въезде у шлагбаума охранники сказали традиционно что дальше дороги нет, тут тупик, мы не проедем, а на Эльбрус с велосипедами подниматься опасно. Поэтому обязательно необходимо дальше по дороге зарегистрироваться в МЧС (как потом выяснилось, мчс-ников тут вообще нет) и вашпэ возвращаться обратно и сидеть дома, а то и так у них тут уже два трупа за сезон.
Связи нет. Охранники уверяют нас что нет, мы не правы — связь есть! Вон у той будки! До которой 200 метров набора высоты и километр расстояния.
Ладно, едем дальше. Вот сами источники. Кривой мост, которому сто лет в обед, облагородили — постелили резиновые маты чтоб народ не уезжал с него вниз. Почему не сделать его горизонтальным с нормальным сходом и заходом — загадка. Термальный источник огородили дешевым профлистом которым обычно ограждают мусорки. И всё вокруг выглядит каким-то убогим, запущенным. Даже источники, бившие раньше, исчезли. Осталась только разруха. Все это удивительно, потому что раньше еще при гравийной дороге еще понятно что никому ничего не надо, каждый делает только то что ему выгодно, а выгодно стричь деньги с туристов. Теперь же не поленились проложить до Джилы-Су асфальт, но при этом почему-то не привели в подобающий вид то место, куда привела отличная дорога. Зачем вкладывать столько средств и не доделать доконца?
Вроде бы красивый вид, но его портят какие-то непонятные сарайки, стремные постройки и весь этот бардак.
Солнце осветило песчаные замки.
Поднялись на поляну Эммануэля. Отсюда в 1829 году Георгий Арсеньевич Эммануэль предпринял экспедицию к горе Эльбрус.
Фото А. Черненкова
На улице красиво, но есть моменты, которые слегка напрягают: как перейти реку Кызылкол, как успеть к точке ночевки, учитывая что впереди подъем на плато Ирахиксырт и еще по нему 8 километров.
Почему это проблема, потому что на следующий день запланирована высшая точка нашего похода на перевале Балк-Баши (3690 м). Перед перевалом течет река Кичмалка и переходить ее удобно рано утром, когда сила потока спадает и можно перейти реку по камням, а не в брод. Когда воды всего лишь по колено, но дно состоит из крупных камней, на самом деле бродить горную реку довольно проблематично.
Так вот, ночевка планировалась перед бродом, чтоб утром рано встать, часа в 4, и начать все это дело переходить. Учитывая ранний час, это еще и хороший запас по времени на преодоление самого перевала. Хоть и визуально все выглядит вполне оптимистично, даже с плато Канжол перевал почти весь просматривался, но во многих источниках было прочитано, что на перевал ходить чаще всего начинают в июле, так как раньше он закрыт снегом. Есть почва для волнений, но, надеюсь, мы справимся.
Через реку Кызылкол обнаружен стремненький мостик. Но его вполне достаточно чтоб перейти на ту сторону.
Ползем по плато Ирахиксырт. Виднеется «немецкий аэродром».
Сумерки, Эльбрус скрывается в облаках.
Впереди отчетливо маячит наш перевал Балк-Баши.
В конце концов все затягивает облаками, сумерки густеют и смысла идти дальше нет. Находим ровное место и тревожно ночуем перед восхождением.