Поход вместе с Александром Черненковым по Северному Кавказу «Через горы к морю», начавшийся в Кисловодске и планировавшийся закончиться в Дагомысе.
Основные цели маршрута:
Выйти из Кисловодска через парк сразу в горы
Плато Канжол (2829 м)
Перевал Балкбаши (3700 м)
Перевал Пхия (2215 м)
Гуамское ущелье
Плато Лагонаки
Общая идея — едем по горам и по общесоюзному маршруту №30 волшебным образом оказываемся на море в районе Дагомыса. Так получилось, что обстоятельства вынудили закончить наш маршрут в Туапсе, но от этого он не потерял своих целей.
О том как все происходило, читайте эту серию отчетов.
Нитка маршрута: Плато Ирахиксырт — брод р. Кызылкол — пер. Балк-Баши (3700 м) — Хурзук — Учкулан — Эльбрусский — р. Худес
Раннее тревожное утро.
Встали в пятом часу утра. Спалось не очень хорошо из-за разных мыслей о следующем дне. Волновала больше всего погода — ночью шел дождь, а на следующий день прогноз тоже был не очень хороший. Стоял дождь. Если внизу дождь — это неприятность, в горах он может стать непреодолимым препятствием. И что тогда делать? Ждать? Возвращаться? В общем было много непоняток.
Вроде сухо. Пока что погода вполне нормальная. Сворачиваем палатки и валим вприпрыжку вперед, переходить брод.
За спиной встает солнце и светит сквозь тучи.
Фото А. Черненкова
Фото А. Черненкова
По дороге возникло препятствие в виде снежного языка. Довольно крутого. Не было видно его конца наверху, а внизу конец его был виден. Если проскользить до него, то тоже будет конец. Посчитав, что количество концов велико для данного места, пробиваем ступени и переходим через снежный язык.
Что интересно, похоже в этом летнем сезоне мы тут первые, либо кто-то был значительно раньше, когда лежал снег, уже растаявший, имел снаряжение для передвижения по фирну. На плато накануне в паре мест был свежий след сапога, но дальше на подъеме следов не было нигде. Следы попадались лишь на спуске — с той стороны, с Карачаевского Джилы-Су. Он прямо под перевалом, южная сторона открывается от снега раньше и, соответственно, с той стороны доступнее подняться на перевал и затем спуститься обратно.
Фото А. Черненкова
Перешли реку Кызылкол. Воды не особо много. Удалось перепрыгнуть все русло по камням. Интересно, насколько интенсивнее бежит вода ближе к вечеру когда солнце активно топит снег выше по склону.
Чуть выше есть чистый (без взвеси) ручей. На нем мы завтракаем горячим, сушим палатки. Порой прилетают довольно сильные порывы ветра. Один даже разметал все и перевернул котелок с водой.
Вид вниз. Там где-то сильно ниже мы завтракали у ручья. Слева за кадром просвет в горах. Это перевал Буруктыш (3086). Он манит к себе тем, что мы уже на его высоте. Но делать там нечего, дорога за ним в плане велосипедизма совсем не перспективна.
От точки завтрака наверх нет отчетливо читаемой тропы. Но когда начинаешь подниматься по наиболее логичной траектории, мелкие струйки еле заметных тропок сходятся и вроде как уже идешь по тропе.
Пешком в таких местах без разницы — есть тропа или нет. Грунт каменистый, а крупные камни перешагнуть не сложно. С велосипедом конечно же есть ньюансы. :)
Толкаем технику вверх.
Там где грунт более подвижный и натоптанная тропа чуть жестче и соответственно надежнее на склоне, последняя проявляется уже более явно.
Вокруг красиво. Ледник Уллучиран спускается ниже, вся эта громада льда впечатляет.
Фото А. Черненкова
В крутом месте еще один снежный язык. Пробиваем ступени, перебираемся.
Фото А. Черненкова
Пройден наиболее крутой участок. Здесь узкая тропка пробита по склону из живых камней. Пешком идти нормально, но велосипед катить тяжелее — надо его накатывать на камни чтоб не упереться в них, смотреть чтоб не поцарапать об острые грани обода и покрышки. Помимо прочего, ветер уже начал дуть как следует. Местами, где челноком таскали рюкзаки и велосипеды, приходилось вещи закреплять чтоб их не сдуло вниз.
Ветер дует строго навстречу такими порывами, что иногда приходится вставать в распорку с велосипедом чтоб устоять на ногах, пропускать наиболее мощный порыв и затем опять двигаться вперед и вверх.
Панорама-загибулька склона. Вид на ледник Уллучиран. Здесь мы вышли на пологий участок, где можно отдохнуть.
Чтоб не сдувало, отдыхать удобнее лежа.
Как будто бы осталось совсем немного. Здесь чуть положе, двигаться легче. Но все равно это подъем вверх. Камни катаются под ногами и колесами, ветер давит назад. Короче весело.
Фото А. Черненкова
Впереди уже появился перевальный взлет. Оставшиеся снежные участки мешают подъему, но они не сплошные, их можно обойти.
Вид назад.
Финальный перевальный взлет. Была надежда что под перевалом будет подветренная сторона и соответственно встречный ветер не будет так сильно сбивать с ног, но нет — ветер сбивает с ног, шуга сечет по лицу, солнце поджаривает руки и лицо. Это бля горы. :)
Что же случилось такого необычного на этом кадре? А случилось то, что мы взяли перевал Балк-Баши (1А 3691).
Фото А. Черненкова
Саша умудрился со всем снаряжение подняться на самый верх до перевального тура. Зато сделал эту фотку.
Вид назад, в сторону подъема. Снег еще лежит, но почти весь его мы смогли обойти.
Вид с перевала в сторону спуска.
Фото А. Черненкова
Вид вдоль хребта.
Фото А. Черненкова
На спуске сильный встречный ветер, ставший ниже боковым. Ветер настолько сильный, что на него можно буквально ложиться вместе с велосипедом и он держит. Правда иногда велосипед полощется как влаг на ветру и это неудобно.
Фото А. Черненкова
Спуск вниз к Карачаевскому Джилы-Су.
Здесь прямо из под перевала начинается дорога. Это значит, что для нас это будет телепорт. :)
Вновь вокруг все зеленое.
Вид на перевал Балк-Баши, с которого мы только что спустились.
Фото А. Черненкова
Было предвкушение что вот мы сейчас спустимся и наберем минералочки из местного нарзана. Но действительность оказалась суровой. Нарзан в буквальном смысле оказался засран. Коровами. С этой стороны перевала такая же разруха как и с другой. Куча строений. Что-то по-новее, что-то сгнило, просто жесть. Невероятно просто как такое красивое место можно превратить в такое унылое говно.
А природа вокруг шикарна.
Начиная с перевала, далее нас ждет непрерывный спуск. Фактически телепорт. Обостряется все это действие красотой окружающих пейзажей. Под гору на груженых велосипедах ехать не так просто — надо объезжать камни, ямы, колеи, местами долго на тормозах и при этом еще успевать обращать внимание на виды вокруг. Это тяжело, но мы справились!
Фото А. Черненкова
Въехали в Хурзук.
На пути в Учкулан.
В Приэльбрусском купили продукты на вечер. Здесь продают айран. В стекле. В трех и двухлитровых банках. Видимо это какой-то местный прикол, потому что дальше везде айран продавался в полторашках.
Обратили внимание еще на то, что здесь нигде не принимают пластиковые карты. Либо наличка либо по номеру, конечно же с комиссий сбера. Так что на Кавказ надо ехать с пухлой пачкой фантиков.
Далее встала задача найти место где упасть на ночевку. Долго ехали вниз, но место нашли лишь свернув на гравийную дорогу в устье реки Худес. Да и то фактически в кустах. Шел легкий дождь.
Повезло вам с погодой. Мы тоже путешествовали как-то на велосипедах именно по этому маршруту. На Балк-Баши пошёл сильный снег. Было это в середине лета. Вообще ничего не было видно, поднялся сильный ветер. Мы оттуда еле ноги унесли. Ручей перед перевалом смогли форсировать лишь с помощью альпснаряжения. А ваш снежник перед ручьём пришлось обносить по низу. Он был покрыт коркой льда и вырубить ступени нам не удалось.
А мы не прошли его 11 октября 2021 :( Уже с 3500 сплошняком снег был…
С велосипедами? Есть отчет?
Повезло вам с погодой. Мы тоже путешествовали как-то на велосипедах именно по этому маршруту. На Балк-Баши пошёл сильный снег. Было это в середине лета. Вообще ничего не было видно, поднялся сильный ветер. Мы оттуда еле ноги унесли. Ручей перед перевалом смогли форсировать лишь с помощью альпснаряжения. А ваш снежник перед ручьём пришлось обносить по низу. Он был покрыт коркой льда и вырубить ступени нам не удалось.
Привет. А есть отчёт почитать-посмотреть?
Привет! Отчёт не сохранился. Только фотки. Могу поделиться, если интересно
фотки глянуть интересно, да
На перевале Балк-Баши мы сняли записку Нижегородских велосипедистов. По-видимому, этот маршрут популярен у велотуристов